Когда в Европе строят дороги, в Украине дорожные службы проводят ямочные ремонты. Уж как-то медленно передовые европейские технологии «приживаются» в украинских реалиях. Не содействуют этому и турецкие, итальянские и даже македонские дорожно-ремонтные компании, которые трудятся над тем, чтобы построить в нашей стране дороги европейского качества.
В тоже время чиновники всех уровней продолжают искать панацею от извечной славянской беды: повышение цены на топливо, оправдывают тем, что акцизный сбор пойдет на ремонт и строительство дорог, а в преддверии чемпионата Европы по футболу все были увлечены его подготовкой и проведением, попытавшись украинцам привить потребность передвигаться по стране либо корейскими «чудо-поездами», либо самолетами. Однако наши реалии таковы, что автомобилисты испытывают турбулентность на земле, «летая» по украинским дорогам, а государство продолжает рассказывать об уникальном транзитном потенциале Украины чиновникам Евросоюза.
Около 20% грузов в нашей стране перевозиться автомобильным транспортом (третий показатель после железной дороги и трубопроводного транспорта), однако на сегодняшний день нет ни одного транспортного коридора с дорогами первой категории, что, безусловно, сказывается на объемах международного автомобильного транзита.
Стоит отметить, что для Украины 1 км дороги первой категории обходится в 5.6 млн долларов, что в 2.5 раза дешевле нежели для Европы, однако в то же время, наше государство занимает, исходя из отчета Международного экономического форума, 137 место по качеству дорожного покрытия в мире, внизу лишь Гаити, Монголия, Молдова, Румыния.
Оказывается, всему виной автоперевозчики со своим хроническим перегрузом, а посему именно они должны нести ответственность.
Экспедиторы, логисты, перевозчики попадают в замкнутый круг — конкуренция колоссальная, клиенты считают каждую копейку, а государство продолжает внедрять «прогрессивные» нововведения.
Как отмечают эксперты, при пропуске через украинскую границу систематических нарушений габаритно-весовых параметров не наблюдается, чего не скажешь при внутренних автоперевозках — в группе риска порты и перевозка стройматериалов. Не удивительно, что основная масса весовых комплексов (всего в Украине их 39) сконцентрированы в центральных и южных регионах Украины.
Чиновники рапортуют о выявленных нарушениях (более 500) и размерах штрафов (около 800 тыс. грн.).
Контролем за перегрузом на дорогах до 2011 года занимался Автодор и его структурные подразделения, штрафы накладывали подразделения ГАИ, после появления в 2011 году нового контролирующего органа — вопросы наказания при внутренних перевозках остались у подразделений ГАИ, а контроля перешли к новосозданной Инспекции по безопасности на наземном транспорте (далее - «Госинспекция»), а при международных — к таможенным органам.
Согласно с действующим законодательством к крупным габаритам относятся габариты транспортного средства и их составов в случае, если хотя один из таких параметров превышает по ширине 2,6 м, по высоте от поверхности дороги - 4 м (для контейнеровозов на установленных Укравтодором и Госавтоинспекцией маршрутах - 4,35 м), по длине - 22 м (для маршрутных транспортных средств - 25 м), фактическая масса свыше 38 т (на установленных Укравтодором и Госавтоинспекцией маршрутах - до 40 т; для контейнеровозов - свыше 44 т, на установленных для них маршрутах - до 46 т), нагрузка на одиночную ось - 11 т (для автобусов, троллейбусов - 11,5 т), сдвоенные оси - 16 т, строенные - 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось - 11 т, сдвоенные оси - 18 т, строенные - 24 т) или же если груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м.
С 2001 года была предусмотрена необходимость согласования маршрута с соответствующими дорожными, коммунальными службами, с последующим получением разрешения на проезд крупногабаритного груза в подразделениях ГАИ. Все бы прошло не замеченным, если бы за перегруз не стали привлекать к административной ответственности перевозчиков, а также насчитывать плату за проезд без разрешения.
Если путь следования груза пролегает через нескольких областей, то получить разрешение можно и в главных управлениях ГАИ в областях, АРК, г. г. Киеве, Севастополе, то есть на местах, однако согласовать маршрут придется в Киеве - в Автодоре Украины. Естественно, такое положение вещей приводит ко всевозможным злоупотреблениям.
Разрешение выдается на разовый проезд крупногабаритного и крупнотоннажного транспортного средства, а в случае осуществления постоянных перевозок по одному маршруту одним и тем же транспортным средством может выдаваться на несколько проездов, однако не больше, чем на три месяца. В условиях, когда транспортные организации привлекают к перевозкам субподрядчиков, то пройти все согласования и технически, и формально порой очень сложно. Расплачиваться приходиться во время прохождения весового контроля штрафом: от 680 до 850 грн. (ст. 132-1 КоАП), при этом составляется протокол, а уже непосредственное наложение штрафа осуществляется на основании Постановления, также помимо штрафа взимается и плата за проезд без разрешения согласно с положениями Постановления КМУ от 27.06.2007 года № 879 «О мероприятиях по сохранению дорог общего пользования». Стоит учитывать, что возможен и вариант задержания транспортного средства до трех дней до разрешения дела (вынесения Постановления о наложении штрафа).
Не за горами значительно и повышение штрафов (до 4,5 тыс. грн.). Если по «фулл траковым» перевозкам расходы на штрафы, можно возложить на заказчика услуг, однако получить подобную компенсацию по перевозке «сборного» груза практически невозможно, поскольку доказать и обосновать клиенту, что именно его груз стал «роковым» сложно.
Транспортники потихоньку начинают приспосабливаться к новым реалиям, находят противоядия, прорехи в несовершенном законодательстве. Основные аргументы сводятся к тому, что по техническим параметрам данное транспортное средство не подпадает под контроль, на автомагистралях не разрешается осуществлять контроль мобильными весовыми комплексами, само оборудование не прошло сертификацию и поверку в органах сертификации и метрологии Украины, а площадка, на которой осуществляется весовой контроль, не отвечает требованиям Технологического регламента осуществления габаритно-весового контроля транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на автомобильных дорогах общего пользования (неровности, трещины на автомобильном полотне).
Транспортные организации «обеспечивают» своих водителей памятками, копиями Технологического регламента, авторегистраторами, проводят инструктажи, уже появляется и первая судебная практика, не единичны случаи, когда Фемида ставала на сторону перевозчиков.
А пока до тех пор, пока государство будет заниматься латанием ям на дорогах и дыр в бюджете, пока будет отсутствовать диалог с транспортниками, до тех пор, все мы будем лишь надеяться на лучшее и страдать от двух извечных бед: дураков и дорог.
ЮК "Альянс Ратушняк и Партнеры"
Немає коментарів:
Дописати коментар