Цивилизованность общества определяется скоростью внедрения передовых технологий. Насколько государство является правовым, можно определить по степени открытости в принятии значимых решений, скорости обмена информацией между государственными институтами и обществом.
Однако уж как-то не совсем гармонично вписываются в современные украинские реалии судебные заседания в режиме видеоконференции, рассылка смс-повесток участникам судебного процесса, в то время как судебные решения исполняются годами, процедура закрытия бизнеса напоминает «хождение по мукам», а перекраивание и перераспределение полномочий между государственными органами не содействует правопорядку в целом.
Уже более 10 лет в нашей стране действует Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (Закон об электронных документах), за это время стало нормой подавать отчетность в налоговые органы, пенсионный фонд, декларировать, осуществлять банковские операции с помощью электронных документов, но использование электронной подписи в хозяйственной деятельности не получило широкого распространения.
Для сравнения, за пять лет после введения в действие Директивы ЕС от 13 декабря 1999 года № 1999/93/ЕС «Об общих принципах электронных подписей» (Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures) усиленными электронными подписями стали пользоваться около 70 процентов европейцев.
СИЛА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Под электронным документом согласно действующему украинскому законодательству понимают документ с соответствующими обязательными реквизитами, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных.
Состав и порядок размещения обязательных реквизитов такого документа определяется законодательством, так, например, исходя из положений Приказа Министерства финансов Украины № 88 от 24 мая 1995 года «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» и статьи 9 Закона Украины «О финансовой отчетности и бухгалтерском учете на Украине», первичные документы могут составляться как в письменной, так и в электронной форме и должны содержать: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.
В соответствии со статьей 6 Закона об электронных документах электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора (лица, подписавшего документ). Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа, чем придается документу целостность и юридически значимая сила. Однако стоит отметить, что согласно статье 8 Закона об электронных документах электронный документ не может быть использован как оригинал:
- свидетельства на право наследования;
- документа, который в соответствии с законодательством может быть создан лишь в одном оригинальном экземпляре, кроме случаев использования централизованного хранилища оригиналов электронных документов;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из общепризнанной практики, существуют такие основные виды электронных подписей: (1) простая текстовая подпись в электронном письме, (2) цифровое изображение рукописной подписи, прикрепляемое к электронному документу (сканкопия), (3) секретный код (PIN-код), (4) уникальный биометрический идентификатор, (5) цифровая подпись, создаваемая путем использования криптографического ключа.
Именно вопросу использования цифровой подписи законодатель уделил особое внимание.
Так, ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случае, если: такая подпись подтверждена усиленным сертификатом ключа и такой сертификат ключа является действительным на момент наложения электронной цифровой подписи; личный ключ подписанта соответствует открытому ключу.
Составляющими элементами ЭЦП являются личный и открытый ключи. Личный ключ ЭЦП формируется на основании случайных чисел, которые генерируются датчиком случайных чисел, а открытый – вычисляется из личного ключа. Вычислить личный ключ из открытого – невозможно. Именно открытый ключ подтверждает принадлежность открытого ключа ЭЦП определенному лицу и несет в себе персональную информацию о его владельце (имя, реквизиты), уникальном регистрационном номере, сроке действия сертификата открытого ключа. Открытый ключ используется для проверки ЭЦП получаемых документов (файлов).
В случаях, когда в соответствии с законодательством необходимо удостоверить подпись на документах и соответствие копий документов оригиналам печатью, на электронный документ накладывается еще одна электронная цифровая подпись юридического лица, специально предназначенная для таких целей.
Исходя из статьи 4 Закона Украины «Об электронной цифровой подписи», нотариальные действия по удостоверению действительности электронной цифровой подписи на электронных документах совершаются в соответствии с порядком, определенным законом. Так, Приказом Министерства юстиции Украины от 22 февраля 2012 года № 296/5 «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» предусматривается, что нотариусы удостоверяют при наличии у них технических возможностей действительность электронной подписи на документах.
Однако для того, чтобы доказать, что документ был подписан с помощью электронной цифровой подписи в конкретный момент времени в прошлом, существует возможность зафиксировать дату и время специальным значком (Постановление КМУ от 26 мая 2004 года № 680 «Об утверждении Порядка удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени»). Подобные услуги предоставляются центрами сертификации ключей и аккредитованными центрами сертификации ключей, что позволяет не беспокоиться подписантам электронных документов в ситуации, когда срок действия их сертификата открытого ключа истек.
Сертификаты открытых ключей могут быть двух видов: простые и усиленные. Усиленный сертификат открытых ключей выдается только аккредитованными центрами сертификации ключей и используются для обмена документами между юридическими, физическими лицами и государственными органами власти, а собственно сам электронный документ приравнивается к собственноручно подписанному.
ЭЛЕКТРОННО-ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В соответствии со статьей 207 ГК Украины сделка считается осуществленной в письменной форме, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или иного технического средства связи. При исполнении соглашений допускается применение электронно-цифровой подписи.
Украинским законодательством урегулированы вопросы использования ЭЦП лишь в сфере железнодорожных перевозок (Приказ Министерства транспорта Украины от 21 ноября 2000 года № 644 «Правила оформления перевозочных документов») – накладная на перевозку оформляется и предоставляется в электронной форме с наложением ЭЦП.
Высшим хозяйственным судом Украины в Информационном письме от 27 февраля 2012 года № 01-06/223/2012 относительно возможности Укразализныци с 01 января 2012 года оформлять перевозочные документы в электронном виде было указано, что в соответствии со статьей 307 ХК Украины, предписания которой корреспондируются со статьей 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением провозного документа (транспортной накладной, коносамента) согласно требованиям законодательства.
Электронный перевозочный документ и его бумажная версия имеют одинаковую юридическую силу. Пунктом 1.2 названных Правил определено, что для подтверждения приемки груза к перевозке один экземпляр накладной в бумажном виде с присвоенным ему номером и датой приема груза предоставляется отправителю. Порядок подтверждения приема груза к перевозке по электронной накладной (с наложением электронной цифровой подписи) определяется договором между грузовладельцем и железной дорогой. Согласно пункту 3.3 Порядка применения электронного перевозочного документа при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденного Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 01 ноября 2010 года № 800, в случае предъявления к железной дороге претензий и исков применяются электронные перевозочные документы или их бумажные копии, которые распечатываются и заверяются в установленном законодательством порядке соответствующими субъектами перевозочного процесса, которые получили их согласно приложению к договору об организации перевозок.
В случае наличия разногласий в визуальных и бумажных отображениях электронных перевозочных документов может учитываться информация, полученная из архива электронных документов ГП «Главный информационно-вычислительный центр Укрзализныця».
В свою очередь, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине использование электронной цифровой подписи прямо не урегулировано, поэтому ЭЦП используется лишь во внутренней системе перевозчиков и экспедиторов, а во взаимоотношениях с третьими лицами (отправитель-получатель) продолжают использовать бумажные ТТН. В то же время, в Беларуси с июля этого года начинается внедрение ТТН в электронном виде, а на международном уровне еще в 2008 году восемью европейскими государствами был подписан Дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной (e-CMR), Украина к данном Дополнительному протоколу пока не присоединилась.
ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры»
Немає коментарів:
Дописати коментар