Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определяет первичный документ как документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее выполнение. Также в указанном законе предусмотрены обязательные реквизиты первичного документа: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.
Согласно Закону Украины «О транспортно-экспедиторской дельности» перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или на государственном языке, если груз перевозится по Украине.
К таким документам относятся:- авиационная грузовая накладная (AirWaybill),- международная автомобильная накладная (CMR),- накладная СМГС,- коносамент (BillofLading),- накладная ЦИМ (CIM),- грузовая ведомость (CargoManifest),- другие документы, определенные законами Украины.
Факт предоставления услуг экспедитора (перевозчика) при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. д.), которые отображают путь следования груза от пункта его отправки и в пункт его назначения.
Такие документы, безусловно, относятся к первичным согласно украинскому законодательству.
Терминологическая путаница
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 4 нового Таможенного кодекса (ТК) Украины «экспресс-перевозчик» – это перевозчик, который с помощью какого-либо вида транспорта осуществляет ускоренную перевозку международных экспресс-отправлений по единому транспортному документу (общие авианакладные (AWB - airwaybill, MAWB - masterairwaybill), CMR, billoflading (коносамент)) и т. д., а также обеспечивает принятие, обработку, предъявление таких отправлений таможенным органам для таможенного контроля и таможенного оформления в местах их таможенного оформления и выдачу получателям (возвращение отправителям).
Вопрос заключается в том, можно ли считать другие документы, не указанные в пункте 12 части 1 статьи 4 ТК Украины, едиными транспортными документами. Отнесение тех или иных документов к таковым дает возможность облагать хозяйственные операции в сфере перевозок по нулевой ставке НДС (статья 195 Налогового кодекса (НК) Украины).
Однако, в интерпретации НК Украины единый транспортный документ становиться уже единым международным перевозным документом.
В то же время, ТК Украины в пункте 30 статьи 4 приводит определение единого международного перевозного документа – это номерной товарно-сопроводительный документ, который является договором на перевозку каждого отдельного международного экспресс-отправления
Получается некая терминологическая путаница, что не на руку перевозчикам и их клиентам, поскольку налоговые органы «любят» такого рода несогласованности украинского законодательства и трактуют их не в пользу налогоплательщика.
В действующем Постановлении КМУ 25 января 2002 года № 1948 «О некоторых вопросах осуществления таможенного контроля товаров и других предметов, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу в международных почтовых и экспресс-отправлениях» (Постановление № 1948) единый транспортный документ определен как документ, по которому осуществляется перевозка грузов (как единый транспортный документ могут использоваться общие авианакладные (AWB - airwaybill, MAWB - masterairwaybill, CMR, BILL OF LADING (коносамент) и т. д.
Таким образом, как в действующих нормативно-правовых актах, так и в новом ТК Украины нет исчерпывающего перечня документов, которые можно считать едиными транспортными документами (едиными международными провозными документами). К тому же новая редакция ТК Украины не содержит и четкого определения понятия «единый транспортный документ», а также не называет реквизиты, которые должен содержать такой документ.
Кодекс новый, нормы - старые
Статьей 237 нового ТК Украины определено, что порядок и условия осуществления таможенного контроля и таможенного оформления международных почтовых и экспресс-отправлений, осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере финансов (Минфин).
Минфин на сегодняшний день еще не размещал на своем сайте проект документа, который бы урегулировал вопрос с экспресс-перевозками и едиными транспортными документами. До принятия Минфином соответствующего документа действует Постановление № 1948, поскольку в Переходных положениях нового ТК Украины отсутствует норма отменяющая действие этого Постановления. Кроме того, теми же Переходными положениями предусмотрено, что до принятия новых нормативно-правовых актов, возможно применять нормы старых, если они не противоречат положениям ТК Украины.
До сих пор нет единого подхода в определении того или иного документа как единого транспортного, только в Постановлении № 1948 дается более расширенное его определение. К единому транспортному документу может быть отнесен и манифест (он конкретно не назван таковым в новом ТК Украины).
Манифест – перечень международных экспресс-отправлений недокументального характера и/или сведения о международных экспресс-отправлениях документального характера (количество мест и их общий вес), которые содержаться в грузе. Манифест может использоваться во время таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются (пересылаются) через таможенную границу в международных экспресс-отправлениях, а также как единый транспортный документ во время перемещения (пересылки) грузов в случае нахождения товаров и других предметов под таможенным контролем.Позиция налоговой относительно статуса манифеста как единого транспортного документа базируется на Письме от 27 апреля 2011 года № 8044/6/11-0116. Пока что налоговая считает, что перевозка, осуществляемая на основании манифеста, подлежит налогообложению НДС по ставке 0% .
Будет ли сохранен Минфином статус манифеста и иже с ним документов как единых транспортных, покажет время.
ЮК "Альянс Ратушняк и Партнеры"
Немає коментарів:
Дописати коментар