Для большинства транспортников (перевозчиков, экспедиторов) мантра, состоящая из слов «принять у грузоотправителя», «загрузить», «довезти», «передать грузополучателю», является священной. Ведь качественно исполненный заказ напрямую влияет на степень «любви» клиента и его желания далее сотрудничать с конкретным перевозчиком.
Как известно, гармония достигается за счет конструктивного взаимодействия двух противоположных стихий и явлений. Транспортники стремятся нести ответственность за потерю груза ровном в том объеме, который бы сильно не влиял на их материальное положение и активы, но, тем не менее, сохранить партнерские отношения с клиентом. Заказчик же понимает, что в украинских реалиях найти ответственного перевозчика, который бы перевозил товар за среднерыночную цену, имел достаточные материальные и кадровые ресурсы и отвечал за потерю груза своими активами, – достаточно сложно. Конфликт интересов, на наш взгляд, кроется именно в цене формирования услуги по перевозке. Перевозчик нацелен определять цену за свои услуги, исходя из стоимости товара, в то же время логика заказчика сводиться к тому, что цена должна привязываться к километражу, стоимости топлива, оперативности транспортировки, но не как уж к стоимости товара. В условиях конкуренции, побеждает подход клиентов.
ГРАНИЦА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Положениями Гражданского (ст. 924) и Хозяйственного (ст. 314) кодексами, Уставом автомобильного транспорта (ст. 133), а также Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозке грузов (далее – «Конвенция») определено, что за вред, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает: (1) в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает; (2) в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость; (3) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.
Перевозчик отвечает за потерю, недостачу, принятых к перевозке грузов, если не докажет, что это возникло не по его вине.
Однако при международной автомобильной перевозке существуют свои нюансы.
Договор на международную автомобильную перевозку подтверждается составлением грузовой накладной (CMR). Обязательные реквизиты CMR, указаны в ст. 6 Конвенции, однако также допускается внести дополнительные данные, в частности: заявление о том, что перегрузка запрещается; платежи, которые отправитель должен оплатить, сумма платежей, которые подлежат оплате при доставке, задекларированная стоимость груза и сумма дополнительной ценности его для отправителя, перечень документов, переданных для перевозчика.
Если по национальному законодательству ответственность перевозчика во внутренних перевозках перед клиентом полная, то исходя из п. 3 ст. 23 Конвенции размер возмещения по международной транспортировке не может быть большим, нежели 8,33 специальных прав заимствования (приблизительно 101,54 грн. по состоянию на 2013 год) за один килограмм отсутствующего веса брутто. Кроме того возмещению подлежит: плата за перевозку, пошлины, а также другие платежи, связанные с перевозкой грузов, полностью либо пропорционально, нанесенному вреду; другой вред возмещению не подлежит (упущенная выгода, штрафные санкции третьих лиц по отношению к заказчику услуги, которые были предъявлены уже самим заказчиком к перевозчику). Подобные ограничения не распространяются в случае, если действия перевозчика расцениваются как умышленное правонарушение.
Стоит отметить то, что если получатель принял груз и не установил состояния груза в присутствии перевозчика или самое позднее в момент принятия груза, когда речь идет о заметных потерях или повреждениях, или в течение семи дней со дня поставки груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, когда речь идет о незаметных внешне потерях или повреждениях, не сделал перевозчику оговорок, указывающих общий характер потери или повреждений, имеется, поскольку не доказано обратное, основание для презумпций, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Когда речь идет о незаметных снаружи утратах или повреждениях, указанные выше оговорки должны быть сделаны в письменной форме.
Однако грузополучателю стоит иметь в виду, что если в таможенной декларации, иных сопроводительных документах на груз есть отметки о повреждениях, недостаче, то приемку товара необходимо принимать с особой тщательностью, поскольку при расчете вреда будет браться, по общему правилу, именно вес поврежденного, утерянного груза брутто.
Для того, чтобы перевозчик нес ответственность при международной автомобильной перевозке в размере полной стоимости груза, необходимо выполнить некоторые условия.
Когда грузоотправитель оплатит согласованную надбавку за ценность, а также заявит в CMR стоимость груза, то лимит ответственности перевозчика будет рассчитываться из стоимости заявленного груза (ст. ст. 23, 24 Конвенции).
ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ
При сборе документов, а также анализе судебных перспектив в возможном споре следует учитывать, что в транспортном законодательстве действуют специальные сроки исковой давности.
Так, исходя из положений ст. ст. 258, 925 Гражданского кодекса Украины к требованиям, которые возникают из договоров перевозки грузов, почты, применяется исковая давность в один год.
Для предъявления перевозчиком к грузоотправителю (грузополучателю) исков, устанавливается исковая давность в шесть месяцев (ст. 315 Хозяйственного кодекса Украины), однако беря во внимание Разъяснения Высшего хозяйственного суда № 10 от 29.05.2013 года, то данный шестимесячный срок давности начинается с дня получения ответа на претензию либо окончания срока, определенного для такого ответа, если стороны соблюдают претензионный порядок разрешения спора.
Относительно же исковой давности грузоотправителей, получателей установлен специальный срок исковой давности в один год.
В контексте международных автомобильных перевозок подача исков может происходить в течение одного года, причем срок исковой давности приостанавливается на срок досудебного (претензионного) урегулирования спора.
Стоит отметить, что исковая давность во взаимоотношениях «клиент-экспедитор» установлена в три года.
При этом суды исследуют правовую природу договорных обязательств сторон: определял статус участников отношений перевозки и экспедирования, ведь это влияет на размер компенсации и лицо, которое будет возмещать ущерб.
ЭКСПЕДИТОР ОТВЕТИТ ЗА ВСЕ
Исходя из положений законодательства, в частности ст. 8 ЗУ «О транспортно-экспедиторской деятельности» перечень услуг, которые предоставляются экспедитором в рамках транспортного экспедирования, не предусматривает предоставления экспедитором непосредственно услуг по перевозке грузов, однако перевозчик может выполнять обязанности экспедитора (ч. 2 ст. 929 ГКУ), что, однако не изменяет его статус как перевозчика в услугах относительно непосредственного перемещения грузов (Постановление ВХСУ от 28.08.2012 года, дело № 23/100).
Права и обязанности перевозчика и экспедитора являются самостоятельными (Постановление ВХСУ от 24.02.2010 года, дело № 11/237)
В деле ТОВ «РДЦ Эксмо-Украина» (клиента) против ТОВ «ТІР» (экспедитор) (№ 29/481-13/40 Постановление ВХСУ от 02.02.2010 года) о возмещении ущерба вследствие утраты груза клиента перевозчиком, который был привлечен экспедитором, местными судами было верно установлено отсутствие вини экспедитора в нанесении ущерба с учетом того, что экспедитор исполнил взятые на себя обязательства относительно организации доставки груза на адрес клиента. К тому же положения Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке грузов регулируют исключительно взаимоотношения между перевозчиком и клиентом экспедитора.
В другом деле Высший хозяйственный суд в деле № 5019/637/11 от 20.12.2011 года указывал, что суды предыдущих инстанций не определили оснований, по которым они отождествили правоотношения, которые возникли по CMR между отправителем и перевозчиком и правоотношения, которые возникли из заявки на перевозку, не установили, были ли выполнены сторонами те обязательства, которые возникли из заявки и не учли требований ст. 316 ХК Украины, согласно с которыми по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить либо организовать исполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.
Таким образом, в зависимости от того, какой статус имеет исполнитель, будет зависеть объем ответственности за потерю груза перед клиентом и возможности применения положений Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке.
Владимир Ратушняк
Керуючий партнер ЮК "Альянс Ратушняк і Партнери"
Немає коментарів:
Дописати коментар