Для того, чтобы уйти от ответственности перевозчику за потерю груза, необходимо обосновать либо действие форс-мажорных обстоятельств, либо противоправность действий третьих лиц, вина которых была доказана в рамках дела о преступлении (административном правонарушении), то есть, перевозчику придется быть и следователем, и прокурором, и адвокатом в одном лице.
Заработать хотят все: кто хитростью, кто самоотверженной работой, кто использует силу закона, а кто-то не гнушается и просто за счет грубой силы.
Безусловно, против откровенного произвола лишь государственные структуры (милиция, прокуратура, суды) вправе эффективно противодействовать беззаконию, однако в свете событий на Донбассе и в Крыму, к сожалению, сила мышц, подкрепленная оружием, преобладает над законами и моральными нормами.
Участники транспортного рынка: страховые, транспортные, экспедиторские компании, складские комплексы, - перестраивают свою деятельность в таких обстоятельствах.
Так, страховые компании отказывают страховать какие-либо риски, которые могут возникнуть на оккупированной территории Украины, в свою очередь транспортники с клиентами прописывают в договорах положения, которые бы минимизировали какие-либо претензии по отношению к перевозчикам, ведь по угрозой не просто груз, но и здоровье, жизни водителей.
Разбои, грабежи, конфискация грузов в регионах, неподконтрольных Украине, являются чем-то привычным и обыденным, но все юридические последствия от подобных вещей приходится интерпретировать и оценивать через призму украинского законодательства и судебной практики.
Беря во внимание нормы действующего законодательства и судебную практику, то разбои, совершаемые бандформированиями на Донбассе ничем не отличаются от разбоев в другом регионе Украины.
Тактика по привлечению к ответственности перевозчика фактически сводиться к следующим аспектам:
- действует или нет в конкретном случае «презумпция вины перевозчика»?
- при каких обстоятельствах был украден, присвоен груз (наличие приговора, возбужденного уголовного дела)?
- как определяется стоимость потерянного товара?
Перевозчик виновен всегда... ну, почти всегда.
Согласно с общими нормами Хозяйственного и Гражданского кодексов Украины, то (1) в случае потери либо недостачи груза, перевозчик выплачивает компенсацию в размере стоимости груза, который потерян; (2) в случае повреждения груза - в размере суммы, на которую уменьшилась стоимость; (3) в случае потери груза, переданного к перевозке с объявленной стоимостью – в размере объявленной стоимости, если не было доказано, что она является ниже, чем действительная стоимость груза.
Как не прискорбно для перевозчиков, однако по общему правилу, перевозчик несет ответственность за сохранность груза до тех пор, пока не докажет отсутствие своей вины, то есть действует принцип «презумпции вины перевозчика». В идеале, доказывание должно сводиться не просто к тому, что перевозчик выполнил все необходимые требования законодательства, но и был найден и привлечен к ответственности настоящий причинитель вреда.
Однако стоит отметить, что в архаичном, но все же действующем Уставе автомобильного транспорта УССР, утвержденного Постановлением Совета министров УССР от 27.06.1969 года № 401, предусмотрены случаи, когда действует уже «презумпция невиновности перевозчика»:
а) груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) с целыми пломбами грузоотправителя, а поштучный груз – с неповреждёнными защитными маркировками, пломбами грузоотправителя (изготовителя).
б) недостача, порча, повреждение произошли вследствие природных причин, связанных с перевозкой грузов на отрытом подвижном составе;
в) груз перевозился в сопровождении экспедитора клиента;
г) недостача груза не превышает норм естественных потерь.
И лишь в этих случаях, наличие перевозчика доказывает сам клиент транспортных услуг (см. Постановление ВХСУ от 14.12.2010 года по делу № 18/47).
В вопросе ответственности экспедитор в одной лодке с перевозчиком.
В транспортно-договорной работе распространенными являются явления, когда в соглашениях на транспортную экспедицию, экспедитор акцентирует внимание на своей полной материальной ответственностью перед клиентом за сохранность груза, хотя по факту перевозку осуществляют нанятые экспедитором перевозчики.
Однако, согласно с положениями ст. 14 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» (Закон об экспедиции) экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если осуществлялось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, о чем свидетельствуется его подписью, надлежащей упаковки согласно с данными товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования.
Исходя из положений законодательства, в частности ст. 8 Закона об экспедиции, перечень услуг, которые предоставляются экспедитором в рамках транспортного экспедирования, не предусматривает предоставления экспедитором непосредственно услуг по перевозке грузов, однако перевозчик может выполнять обязанности экспедитора (ч. 2 ст. 929 ГКУ), что, однако не изменяет его статус как перевозчика в услугах относительно непосредственного перемещения грузов (Постановление ВХСУ от 28.08.2012 года, дело № 23/100).
Права и обязанности перевозчика и экспедитора являются самостоятельными (Постановление ВХСУ от 24.02.2010 года, дело № 11/237).
В деле ТОВ «РДЦ Эксмо-Украина» (клиента) против ТОВ «ТІР» (экспедитор) (№ 29/481-13/40 Постановление ВХСУ от 02.02.2010 года) о возмещении ущерба вследствие утраты груза клиента перевозчиком, который был привлечен экспедитором, местными судами было верно установлено отсутствие вини экспедитора в нанесении ущерба с учетом того, что экспедитор исполнил взятые на себя обязательства относительно организации доставки груза на адрес клиента.
Тем не менее, в целом, суды считают, что экспедитор, привлекая к перевозке автоперевозчика, априори несет полную материальную ответственность за сохранность груза, ведь он в силу все такого же Закона об экспедиции ответственен за недосмотр третьих лиц, как за собственные. В этом аспекте примечательным и показательным является Постановление ВХСУ от 01.10.2014 года в деле № 910/3436/14.
Суть заключается в том, что к перевозке был экспедитором привлечен перевозчик. Грузополучатель груз отказался принимать вследствие его повреждения. Аргументация экспедитора и перевозчика была сведена к тому, что повреждение груза было вызвано дорожно-транспортным происшествием, однако вины водителя перевозчика в этом нет, ведь уголовное дело по данному факту было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Суды всех инстанций подобные аргументы экспедитора не приняли, а посчитали, что, во-первых, не доказано, что повреждение груза произошло именно во время дорожно-транспортного происшествия, а, во-вторых, само по себе отсутствие вины в совершении уголовного преступления еще не говорит о том, что водителем не были нарушены правила дорожного движения.
В свою очередь, относительно потери груза вследствие противоправных действий третьих лиц, хотелось бы остановиться на следующих моментах.
Противоправные действия третьих лиц согласно положениям ст. 14-1 Закона Украины «Про торгово-промышленные палаты в Украине» являются форс-мажорными обстоятельствами, однако на практике получить сертификат от ТПП Украины, региональной ТПП Украины достаточно проблематично, поэтому на это не стоит уповать перевозчикам.
Есть иной способ – доказывать, что за фактом противоправных действий третьих лиц груз был украден, к тому же было возбуждено уголовное дело.
В силу положений части 3 статьи 35 Хозяйственного процессуального кодекса определено, что только приговор суда по уголовному делу, вступившим в законную силу, является обязательным для хозяйственного суда при разрешении спора по вопросам, имели определенные действия и кем они совершены, поэтому украинские суды в целом считают, что лишь приговор, вступивший в силу, касательно виновных лиц (обвиняемых) может свидетельствовать об отсутствии вины перевозчика в потере груза (Постановление ВХСУ от 18.10.2012 года по делу № 7/4787).
В судебной практике уже появляются первые решения, связанные с возмещение вреда клиентам транспортных компаниях, вследствие кражи, разбоев в зоне проведения АТО, при этом как указал ВХСУ (Постановление от 28.04.2015 года № 916/4345/14), суды должны учитывать то, что приговор суда по уголовному делу является основанием, освобождающим от доказывания, и является обязательным для хозяйственного суда, рассматривающего дело о правовых последствиях действий или бездействия лишь того лица, в отношении которого вынесен приговор, и только в вопросах, имело ли место деяния и совершено оно данным лицом.
Таким образом, в идеале перевозчик должен найти виновного и «с помощью» следователя и прокурора добиться обвинительного приговора.
Определяя стоимость потерянного груза поможет системный анализ
Согласно с положениями ведомственных и правительственных актов рыночная стоимость товара – это стоимость, за которую возможно отчуждение объекта оценки на рынке подобного имущества на дату оценки по соглашению, заключенному между покупателем и продавцом, после проведения соответствующего маркетинга при условии, что каждая из сторон действовала со знанием дела, рассудительно и без принуждения.
В то же время, исходя из разъяснений Верховного Суда Украины, потерпевшему возмещаются в полном объеме убытки в соответствии с реальной стоимости на момент рассмотрения дела утраченного имущества, работ, которые необходимо провести, чтобы исправить поврежденную вещь, устранить другие негативные последствия неправомерных действий причинителя вреда.
Однако, Высший хозяйственный суд Украины разъясняет, что стоимость груза определяется на основании общей суммы счета или другого документа отправителя, который подтверждает количество и стоимость отправленного груза, в частности, договора или договора купли-продажи, спецификации на груз, справки отправителя о количестве, цене и стоимость отправленного груза, подписанного главным (старшим) бухгалтером, копии налоговой накладной.
Таким образом, при определении стоимости груза будет браться во внимание именно сопроводительная документация на груз.
Необходимо отметить, что потребитель транспортных услуг почти прав, однако получит ли он соответствующую компенсацию от перевозчика (экспедитора) зависит от эффективной и оперативной судебной защиты, а также реального материального состояния перевозчика.
Немає коментарів:
Дописати коментар