четвер, 27 серпня 2015 р.

Электронная ТТН VS 1-ТН

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что внедрение цифровых технологий является необходимостью выжить и единственным способом вести успешный бизнес.
В условиях ограниченности материальных ресурсов и безграничности мыслительных процессов человека, возрастает роль оптимизации, экономии и планирования.
Больше, разнообразнее, быстрее, дешевле – лозунги современного предпринимателя.
Украина волей-неволей, будучи частью глобального экономического пространства, вынуждена приспосабливаться и внедрять на законодательном уровне то, что современный мир успешно использует десятилетиями.



Еще в 2003 году  был принят закон «Об электронных документах и электронном документообороте» (Закон об электронных документах), за это время стало нормой «отчитываться» перед  государственными органами, осуществлять банковские операции, но высокие технологии пока с завидной регулярностью работают со сбоями, причем в самих этих органах, а в ответе за это все тот же простой, украинский предприниматель, которому приходится всеми средствами и способами доказывать, что отчетность подана вовремя, и была принята центральным сервером.
Если в публичных отношениях цифра упорно завоевывает свое место под солнцем, то использование электронной подписи в хозяйственной деятельности не получило широкого распространения, однако стоит отметить, что отдельные технологические внутренние процессы компаний уже давно успешно работают с помощью виртуальных инструментов.
Для сравнения, за пять лет после введения в действие Директивы ЕС от 13 декабря 1999 года № 1999/93/ЕС «Об общих принципах электронных подписей» (Directive 1999/93/EC of the European Parliament and of the Council of 13 December 1999 on a Community framework for electronic signatures) усиленными электронными подписями стали пользоваться около 70 процентов европейцев.


СИЛА ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
Под электронным документом согласно действующему украинскому законодательству понимают документ с соответствующими обязательными реквизитами, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных.
Исходя из положений Приказа Министерства финансов Украины № 88 от 24 мая 1995 года «Об утверждении Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете» и статьи 9 Закона Украины «О финансовой отчетности и бухгалтерском учете на Украине», первичные документы могут составляться как в письменной, так и в электронной форме и должны содержать: название документа (форма), дата и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность оформления, личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое участвует в осуществлении хозяйственной операции.
В соответствии со статьей 6 Закона об электронных документах электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора (лица, подписавшего документ). Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа, чем придается документу целостность и юридически значимая сила.
В свою очередь, исходя из общепризнанной практики, существуют такие основные виды электронных подписей: (1) простая текстовая подпись в электронном письме, (2) цифровое изображение рукописной подписи, прикрепляемое к электронному документу (сканкопия), (3) секретный код (PIN-код), (4) уникальный биометрический идентификатор, (5) цифровая подпись, создаваемая путем использования криптографического ключа (ЭЦП).
Именно вопросу использования цифровой подписи законодатель уделил особое внимание.
Так, ЭЦП приравнивается к собственноручной подписи (печати) в случае, если: такая подпись подтверждена усиленным сертификатом ключа и такой сертификат ключа является действительным на момент наложения электронной цифровой подписи; личный ключ подписанта соответствует открытому ключу.
Неотъемлемыми элементами ЭЦП являются личный и открытый ключи. Личный ключ ЭЦП создается исходя из случайных чисел, которые генерируются датчиком случайных чисел, а открытый – вычисляется из личного ключа.
Вычислить личный ключ из открытого – нереально.
Открытый ключ указывает на  принадлежность открытого ключа ЭЦП конкретному  лицу и несет в себе персональную информацию о его владельце (имя, реквизиты), уникальном регистрационном номере, сроке действия сертификата открытого ключа. Открытый ключ используется для проверки ЭЦП получаемых документов (файлов).
В случаях, когда в соответствии с законодательством необходимо удостоверить подпись на документах и соответствие копий документов оригиналам печатью, на электронный документ накладывается еще одна электронная цифровая подпись юридического лица, специально предназначенная для таких целей.
Исходя из статьи 4 Закона Украины «Об электронной цифровой подписи», нотариальные действия по удостоверению действительности электронной цифровой подписи на электронных документах совершаются в соответствии с порядком, определенным законом. Так, Приказом Министерства юстиции Украины от 22 февраля 2012 года № 296/5 «Об утверждении Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины» предусматривается, что нотариусы удостоверяют при наличии у них технических возможностей действительность электронной подписи на документах.
Однако для того, чтобы доказать, что документ был подписан с помощью электронной цифровой подписи в конкретный момент времени в прошлом, существует возможность зафиксировать дату и время специальным значком (Постановление КМУ от 26 мая 2004 года № 680 «Об утверждении Порядка удостоверения наличия электронного документа (электронных данных) на определенный момент времени»). Подобные услуги предоставляются центрами сертификации ключей и аккредитованными центрами сертификации ключей, что позволяет не беспокоиться подписантам электронных документов в ситуации, когда срок действия их сертификата открытого ключа истек.
Сертификаты открытых ключей могут быть двух видов: простые и усиленные. Усиленный сертификат открытых ключей выдается только аккредитованными центрами сертификации ключей и используются для обмена документами между юридическими, физическими лицами и государственными органами власти, а собственно сам электронный документ приравнивается к собственноручно подписанному.

ЭЛЕКТРОННО-ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Хотелось бы отметить, что согласно со статьей 207 Гражданского кодекса Украины сделка считается осуществленной в письменной форме, если воля сторон выражена при помощи телетайпного, электронного или иного технического средства связи. При исполнении соглашений допускается применение электронно-цифровой подписи.
В данное время законодательством урегулированы вопросы использования ЭЦП лишь в сфере железнодорожных перевозок (Приказ Министерства транспорта Украины от 21 ноября 2000 года № 644 «Правила оформления перевозочных документов») – накладная на перевозку оформляется и предоставляется в электронной форме с наложением ЭЦП.
Высшим хозяйственным судом Украины в Информационном письме от 27 февраля 2012 года № 01-06/223/2012 относительно возможности Укразализныци с 01 января 2012 года оформлять перевозочные документы в электронном виде было указано, что в соответствии со статьей 307 ХК Украины, предписания которой корреспондируются со статьей 909 ГК Украины, договор перевозки груза заключается в письменной форме. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением провозного документа (транспортной накладной, коносамента) согласно требованиям законодательства.
Электронный перевозочный документ и его бумажная версия имеют одинаковую юридическую силу. Пунктом 1.2 названных Правил определено, что для подтверждения приемки груза к перевозке один экземпляр накладной в бумажном виде с присвоенным ему номером и датой приема груза предоставляется отправителю. Порядок подтверждения приема груза к перевозке по электронной накладной (с наложением электронной цифровой подписи) определяется договором между грузовладельцем и железной дорогой.
Согласно пункту 3.3 Порядка применения электронного перевозочного документа при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденного Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 01 ноября 2010 года № 800, в случае предъявления к железной дороге претензий и исков применяются электронные перевозочные документы или их бумажные копии, которые распечатываются и заверяются в установленном законодательством порядке соответствующими субъектами перевозочного процесса, которые получили их согласно приложению к договору об организации перевозок.
В случае наличия разногласий в визуальных и бумажных отображениях электронных перевозочных документов может учитываться информация, полученная из архива электронных документов ГП «Главный информационно-вычислительный центр Укрзализныця».


АВТОПЕРЕВОЗКИ
Некоторые страны сытой и консервативной Европы стремятся найти пути ускорения и удешевления технологических процессов на транспорте, что должно способствовать увеличению грузопотока. Так, в данное время участниками Дополнительного протокола к Конвенции  о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ), касающейся электронной накладной (e-CMR) от 20.02.2008 года стали девять стран (Болгария, Чешская Республика, Дания, Латвия, Литва, Нидерланды, Словакия, Испания, Швейцария).
 В тоже время в Беларуси внедряются цифровые технологии во внутренних перевозках и поставках товаров, что стало возможным благодаря соответствующему Постановлению белорусского правительства, принятому еще летом 2013 года: наши соседи используют во внутреннем товарообороте электронные документы во время перевозок грузов и поставок товаров. Информацию о составе груза участники процесса считывают с технических средств: мобильных телефонов, мониторов. Следует отметить, что все же не полностью белорусский транспортный бизнес отказался от бумажных документов. Основанием для расчетов за перевозку с перевозчиком продолжает оставаться реестр товарно-транспортных накладных, который составляется по старинке в печатном виде.
Украина, в свою очередь упорно продолжает жить прошлым, не просто предлагая, а обязывая  участников транспортного рынка использовать пресловутую товарно-транспортную 1-ТН.
С 2006 года  типовая форма товарно-транспортной накладной не действовала, что давала возможность транспортным компаниям, исходя из своих внутренних процедур, разрабатывать свои накладные. Однако уже в декабре 2013 года были внесены изменения в правила перевозки грузов автомобильным транспортом, «благодаря» которым товарно-транспортная накладная приобрела форму. В свою очередь, на практике, возникло много вопросов на сколько именно эта форма является обязательной. И на сколько, не по форме составленная накладная,  может ревизора поведать о бестоварности операций, ведь задача проверяющих - не доверять и доначислять, а бизнесу остается лишь уповать на системный анализ и здравое внутреннее убеждение служителя Фемиды.
Украинские реалии таковы, что внести изменения в Правила перевозки относительно формы ТТН для профильного министерства можно быстро, но вот для «изменения этих самых изменений»  необходимо почти год. Под давлением бизнеса транспортное ведомство смягчила положения об использовании транспортных накладных, однако соответствующий проект лежит «под сукном» с октября прошлого года.
Поэтому вопрос о внедрении электронных ТТН можно лишь мечтать, в то время, когда Европа постепенно переходит на электронный транспортный товарооборот, а Беларусь анализирует первые результаты внедрения ТТН в электронном виде.
К сожалению, Украина продолжает заявлять о своем огромном транзитном потенциале, имея низкое качество дорог и используя типовую форму товарно-транспортной накладной, вместо того, чтобы семимильными шагами идти навстречу технологиям.


 ЮК «Альянс Ратушняк и Партнеры»










Немає коментарів:

Дописати коментар